Подшивка крыши
Подшивка кровельного свеса выполняет не только декоративную функцию, но и является важной конструкционной составляющей крыши любого типа.
Правильно выполненная подшивка сохраняет достаточную вентиляцию подкровельного пространства. Как своими руками выполнить подшивку свесов,
мы расскажем в этой статье.
Что такое кровельный свес?
Кровельным свесом называется нижняя часть крыши, где стропила выступают наружу за периметр стен, а также боковые вылеты скатов над
фронтонами. Строительными нормами размер кровельного свеса жестко не установлен, но принято выпускать стропила за пределы стен не менее
чем на 40–50 см и не более чем на 100 см без дополнительных опор. Выпуск ската со стороны фронтона на практике не превышает 60 см.
Боковой свес
Главная задача этого элемента состоит в защите стен и фундамента здания от осадков. Еще одна немаловажная функция — обеспечение
нормальной вентиляции подкровельного пространства (или же прослойки между утеплителем и кровлей в случае с мансардной крышей).
Воздух, поднимающийся от нижнего окончания стропил, постепенно движется вдоль кровли до конька, вынося с собой лишнюю влагу и
сохраняя оптимальный для кровельных материалов микроклимат. Такое движение воздушных потоков благоприятно сказывается на сроке
службы отдельных элементов и крыши в целом.
Фронтонный свес
Фронтонный свес также оборудуется для защиты фронтальной стороны здания от влияния осадков. Чаще всего он сформирован выступающей
за пределы фронтальной стены обрешеткой. Такой вариант является самым малозатратным и легким в обустройстве, но он не подходит для
тяжелого кровельного материала. В этом случае фронтонный свес формируется стропильной конструкцией, которая выводится за край стены
на необходимое расстояние. Естественно, что в конструкции четырехскатной крыши этот элемент отсутствует.
Особенности
Подшивка являет собой не только элемент декорации, но и важную конструкционную часть свесов. Несмотря на общее назначение
фронтонного и бокового свеса, подход к их подшивке существенно отличается. И связано это прежде всего с конструктивными особенностями.
Подшивать боковой свес всегда нужно с соблюдением одного важного правила — должна оставаться возможность для нормальной вентиляции.
Иначе крыша будет подвержена накоплению влаги, что в дальнейшем приведет к порче материалов, намоканию утеплителя, образованию грибка
и прочих малоприятных процессов. Поэтому при организации подшивки карнизного свеса не следует использовать герметики и пены.
А вот фронтальный свес требует иного подхода. Здесь незащищенные от порывов ветра участки могут подвергаться большим нагрузкам.
Дело может закончиться отрывом кровельного материала и нарушением целостности конструкции крыши. Следовательно, герметичность находится
на первом месте.
Подготовка свеса к подшивке
Подшивка кровельных свесов обычно выполняется на финальной стадии строительства. Крыша должна быть в законченном виде,
на стенах присутствует вся планируемая наружная отделка. К подготовительным работам по подшивке свесов относятся: отделка
торцевой части (кромки) свесов, подгонка стропил по высоте и длине, сооружение короба при горизонтальной подшивке бокового свеса.
Кромка по торцам отделывается у обоих видов свесов. Это требуется для защиты подшивки от погодного воздействия, для придания
законченного вида кровле и для крепления водоотводной системы на боковых свесах. Кромку можно делать из дерева или металла.
Кромка бокового свеса прибивается по торцам стропил, которые предварительно нужно подрезать в один уровень, выполняя подрезку
параллельно стене. Учитывайте, что из-за неправильной подрезки торец будет кривой и внешний вид будет испорчен. Это распространяется
и на фронтальный свес.
При отделке кромки фронтонного свеса параллельно стене подрезают обрешетку. Материал кромки прибивается по торцам обрешетки и к
бруску конька. Верхнюю часть кромки необходимо защитить от осадков кровельным материалом.
Подшивка бокового свеса может осуществляться двумя способами: по стропилам или горизонтально. Горизонтальная подшивка
подразумевает обустройство короба из брусьев, который крепится к стене и стропилам. Такой вариант применяется при крутом
скате или в случае большого выноса. Нижняя плоскость короба должна быть строго перпендикулярна стене. По ней и будет осуществляться
подшивка. Подшивка по стропилам выполняется при малом угле наклона крыши, а также при небольшом выносе свеса за предел стены.
К стропилам прикручиваются доски или бруски, которые сформируют базу для будущей подшивки. К этой обрешетке будет непосредственно
крепиться подшивной материал. Фронтальный свес в любом случае подшивается по обрешетке.
Выбор материала для подшивки
Этот момент в основном зависит от дизайна здания и финансовых возможностей его владельца. Для подшивки свесов применяются
самые разнообразные натуральные и искусственные материалы. Основополагающими требованиями к подшивочному материалу являются:
- защита кровельных свесов от погодного воздействия;
- долговечность;
- эстетика.
Деревянная подшивка
Дерево широко используется для подшивки свесов, причем как в виде обрезных досок, так и в виде строганных или вагонки из
натурального дерева. Лучше всего себя зарекомендовали хвойные породы древесины, а также влагостойкие тропические. Последние
в силу своей дороговизны не пользуются у нас большой популярностью.
Толщина доски должна быть около 20 мм. Если не предполагается лакокрасочное покрытие, то необходимо провести обработку
антисептическими средствами. Также доски нужно выдержать на улице в укрытом от осадков месте 4–5 недель, чтобы избежать
возможной деформации. При подшивке свеса досками обязательно следует оставлять щели для вентиляции. Чаще всего подшивку
досками выполняют по такой схеме: кровельный свес подшивается досками, располагающимися вдоль стены, а фронтонный — поперек.
Такой способ придает крыше целостный вид, что очень гармонично смотрится на деревянном доме.
Требования и процесс монтажа деревянной вагонки те же, что и у доски. Единственная разница состоит в том, что крепится она без щелей,
а для вентиляции в теле подшивки проделываются отверстия на расстоянии 1,5–2 м, которые закрываются специальными решетками.
Металлическая подшивка
Металлические материалы для подшивки свесов достаточно разнообразны. Они отличаются и по виду используемого металла, и по типу
самого материала. Для этой работы применяется медь, алюминий, оцинковка, листовой металл, профнастил.
Самой презентабельной, но в то же время и самой дорогой, является медная подшивка, производимая в виде софитов. Она очень хороша
в эксплуатации и прослужит долгое время. Алюминий — легкий и эластичный материал, который также успешно применяется для подшивки
кровельных свесов. У алюминиевых софитов единственным существенным недостатком является всего два варианта цветовой окраски — белый
и коричневый. Софиты из оцинковки прослужат длительное время, и не будут терять свой начальный вид, но их вес может вызвать затруднения
при монтаже. Профнастил, изготавливаемый из той же оцинковки, но имеющий цветовое покрытие, также используется для подшивки свесов.
В основном его применяют на крышах, также укрытых профнастилом.
Подшивка ПВХ сайдингом
Самый доступный вариант подшивки. Плотный огнестойкий пластик, применяемый при его изготовлении, имеет достаточную прочность и
хорошую устойчивость к погодным условиям. Его установка лишена технических сложностей. Отделка краев и угловых элементов выполняется
с помощью П-образных полос и уголков. Для вентиляции используются специальные решетки. Крепить материал следует только в перпендикулярном
к стене направлении.
Подшивка крыши софитами
Софит — это специальный металлический или пластиковый профиль, который выпускается исключительно для подшивки кровельных свесов.
В софитах уже предусмотрены вентиляционные секции, реализованные на некотором расстоянии друг от друга, но есть варианты, где
вентиляционная перфорация отсутствует.
Независимо от материала изготовления софиты имеют одинаковую конструкцию и способ установки. Глядя неопытным глазом, можно перепутать
софит с сайдингом, но у первого значительно больше преимуществ. И далеко не на последнем месте среди достоинств стоит технология его
монтажа.
Технология подшивки кровельного свеса софитами
Ничего сверхсложного в подшивке свеса софитами нет. Для них изготавливаются все необходимые элементы,
при помощи которых отделываются торцы свесов, края материала, переходы, углы. Элементы крепления и отделки краев
устанавливаются в первую очередь. В готовый каркас устанавливается профиль, заранее порезанный на необходимую длину.
Крепятся софиты исключительно перпендикулярно стене.
В общей длине свеса обязательно нужно оставить 5–6 мм под тепловое расширение. Иначе материал в жару может подвернуться деформации.
Выводы и рекомендации
Очевидно, что подшивка свесов крыши лишена больших технических сложностей. Но выполнять ее в одиночку будет сложно,
поэтому не помешает пригласить на помощь толкового друга. Выбирая материал, следует руководствоваться еще одним важным
моментом — навыки работы с ним. Если вы впервые прикасаетесь к дереву или металлу с инструментом, вряд ли с первой попытки
это получится хорошо. А смотреть на результат такого эксперимента придется очень долго. Лучше посмотрите в сторону
полуфабриката-конструктора — софитов.